Очередной “относительно честный” способ отъема собственности
Со времени, когда государство наделило своих граждан правом владеть недвижимостью, в стране появились и продолжают существовать мошенники, которые занимаются отъемом этой собственности.
Сначала они просто обманывали социально не защищенных людей. Теперь родилась новая схема.
Истица обратилась в суд с иском о признании завещания, составленного от имени ее матери в пользу ответчика, недействительным. Основание – завещание вместо наследодателя было подписано рукоприкладчиком, хотя мать до последнего дня жизни могла сама подписать его. Позиция истца строилась на следующих законодательных нормах. Статья 1124 Гражданского кодекса РФ требует: завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Статья 1125 ГК РФ требует: завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса. В завещании должны быть указаны причины, по которым завещатель не мог подписать завещание собственноручно.
Итак, в нашем случае основанием невозможности подписания завещания собственноручно была указана тяжелая болезнь завещателя. А в качестве “тяжелой болезни” ответчик и нотариус сослались на травму руки в результате падения завещателя.
Первоначально Люблинский районный суд г. Москвы принял решение о признании завещания недействительным. Почему? Сторона ответчика давала противоречивые показания о времени и месте падения, а также о количестве таких падений. Свидетели со стороны истца не отрицали факт падения, но указывали, что падение имело место задолго до составления завещания и не отразилось на способности наследодателя писать. В дело были представлены ведомости о выдачи пенсии, из которых следовало, что наследодатель как на момент составления завещания, так и до самой смерти самостоятельно расписывалась за полученную пенсию. Были приобщены медицинские документы, которые не содержали каких-либо сведений о болезни руки и других доказательств невозможности поставить подпись. В результате суд пришел к выводу: наследодатель по состоянию своего физического здоровья на момент составления завещания могла самостоятельно расписываться, написать свою фамилию, имя и отчество в завещании.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда отменила это решение. По мнению кассационной инстанции, для признания завещания недействительным имеет значение не только физическая возможность (или невозможность) подписания завещания, но и воля завещателя – как на составление завещания, так и на подписание завещания иным лицом, а также конкретные обстоятельства составления и подписания завещания. Под “обстоятельствами”, которые не учел суд первой инстанции, Судебная коллегия назвала возраст наследодателя на момент составления завещания – 94 года.
Может ли преклонный возраст гражданина безусловно свидетельствовать о неспособности подписывать документы? Казалось бы, суд должен был проверить, мог ли данный конкретный человек (наследодатель) поставить свою подпись или нет. Но как Судебная коллегия, так и суд первой инстанции, куда вернулось это дело на новое рассмотрение, посчитали это излишним. И суд принял решение отказать истцу в признании завещания недействительным.
Судья не стал мудрствовать и расписал решение в форме комментария к Определению Судебной коллегии. Процитирую: “Возможность подписания завещания рукоприкладчиком предусмотрена законом, при этом в законе указано, что подпись за гражданина может быть поставлена по просьбе этого гражданина… Подписание завещания рукоприкладчиком было произведено в соответствии с объективными обстоятельствами и в соответствии с требованиями закона, подписание завещания рукоприкладчиком не повлияло на понимание воли наследодателя, составленное завещание объективно отражает волю наследодателя… На момент составления завещания наследодателю было 94 года…” В основу решения суд принял показания нотариуса, который “предложил наследодателю попробовать расписаться, однако она не смогла нормально выполнить подпись. Как поясняет нотариус, фактически вместо подписи у наследодателя получились каракули, которые даже отдаленно не напоминали подпись”.
Следует отметить, что закон не содержит требований к подписи. Законом не запрещено совершать подпись в форме “каракуль” или иных символов. В результате суд так и не сделал вывод, ввиду какой болезни наследодатель не могла подписать собственноручно завещание, не говоря уж о степени “тяжести” болезни. В решении не отражено, какова причина неподписания завещания собственноручно. Выходит, что, помимо законных оснований для подписания завещания рукоприкладчиком, имеют право существовать и другие “объективные причины”. Завтра по другому похожему делу придет тот же или другой нотариус и на вопрос, почему под документом от имени гражданина подписался рукоприкладчик, ответит, к примеру, что голова болела или нотариусу не понравился почерк. И попробуй докажи, что это не объективные причины. Не могу с уверенностью заявлять о том, что могло заставить судей закрыть глаза на закон. Но созданный судами прецедент может развязать руки недобросовестным нотариусам.
Вопрос-ответ
Государство не наследник
– При открытии счета в Сбербанке я хотела написать завещательное распоряжение, чтобы в случае смерти наследник мог снять эти деньги. Мне же сказали, что нужно оформлять завещание, иначе наследнику, указанному в распоряжении, выдадут только 40 тысяч рублей на похороны, а остальные деньги уйдут государству. Это правильно?
Нина Маркина, Москва
Вы можете оформить и завещательное распоряжение, и нотариально заверенное завещание. В первом случае получателю, указанному в распоряжении, действительно сразу выдадут 40 тысяч на погребение, остальные – через полгода в соответствии с наследственным правом. Если оформлено завещание, то быстро выдадут тоже только 40 тысяч, но после получения у нотариуса свидетельства о праве наследства по завещанию. В любом случае, если у вкладчика есть живые наследники, они и получат этот вклад, но никак не государство.
Ирина Любаева, замначальника отдела обслуживания физических лиц Московского банка Сбербанка России
Источник: https://rg.ru/2010/05/13/notarius.html